Интим (Intimacy / Интим)
Франция-Великобритания, 2000.
Режиссер Патрис Шеро.
В ролях: Марк Райленс, Керри Фокс, Тимоти Сполл, Сюзан Харкер.
Безработная актриса Клер (Фокс) каждую среду приходит к одинокому бармену Джею (Райленс), они без лишних разговоров занимаются сексом, после чего женщина спокойно возвращается к своему мужчине Енди (Сполл). Герои ничего не знают друг о друге, и такое положение целиком устраивает обоих. Однако в один дня Джей решает проследить за Клер, чтобы больше узнать о ней...
Эротика в искусстве, особенно на экране, всегда вызвала противоречивую реакцию публики и негодование со стороны лютых «охранников морали». Тем не менее шум вокруг ленты, которая выборола в 1999 году главный приз Берлинского фестиваля и специальную награду жюри, напомнил о легендарных 70-киноскандалы: весть о победе фильма и награждение его авторов часть зрителей встретила свистом и грязной бранным словом. Причиной этого неудержимого взрыва эмоций постоянное наличие в картине большого количества «горячих» эпизодов (придирчивые киноманы насчитали в ленте аж 35 минут откровенного секса).
Некоторые критики сразу зачислили «Интим» к порнофильмам и отказались даже разговаривать о нем. Другие бросились писать о прогрессивном «кинематографе нового тысячелетия», в котором предельный натурализм во всех его проявлениях будет обязательным, а самую картину поставили в один ряд со скандально известными «Идиотами» (1998) Ларса фон Триера, «Полой X» (1999) Лео Каракса и «Романсом» (1999) Катрин Брея. Впрочем, Шеро («Королева Марго») считал, что «это не порно и не эротика. Вам нужно смотреть сквозь сексуальные сцены. Герои не имеют роскошных форм, поскольку являются обычными людьми, и их тела не являются совершенными. Если бы они были безупречными, мне было бы гадко снимать эту ленту».
Конечно, фильм не имеет ничего общего с обычной эротической продукцией, а тем паче с порнографией. Режиссера значительно больше волновал психологический аспект отношений центральных персонажей. Придерживаясь максимальной точности в деталях быта уже не весьма молодых людей, которые испытали немало неудач и разочарований в жизни и вынуждены удовлетворяться малыми крошками счастья, художник рассказал о нетрадиционном способе рождения в современном мире чувства, привязанности, любовь. Молчаливый, быстрый секс становится в «Интиме» точкой отсчета, из которой возникает интерес к человеку, к личности. Однако бесшабашная попытка познать чужой внутренний мир все же таки заканчивается горьким поражением. Сдержанная и вместе с тем очень естественная игра главных исполнителей (на «Берлинале-2001» Фокс получила премию за наилучшую женскую роль) привнесла в реалистическую мелодраму настоящий трагизм, превратив интересный замысел на один из наиболее неординарных кинофильмов 2000 года.
|